Продолжим после некоторой паузы.
Прокладка маршрута.
В принципе любая навигационная программа способна проложить нужный вам маршрут от точки отправления до точки назначения, и даже, в конце концов, привести к этой точке назначения. Достаточное количество пользователей так и делает. Но, при этом, далеко не каждый маршрут, проложенный в автоматизированном режиме будет оптимальным по дорожным условиям, состоянию дорог и заторовым ситуациям.
Кстати. Любимые нами английские ученые выяснили, что при использовании водителем навигационных устройств на полном доверии, отключается часть мозга, отвечающая за ориентирование. Потому … тупим, при сбоях в работе техники. Ну и не дело отдаваться на усмотрение всяких электронных устройств. Наверно и вы замечали за молодым поколением этакую пустоту в мозгах, которую нужно постоянно догружать со смартфона или иного электронного устройства. Потому довольно часто на просторах интернета можно встретить отчеты о поездках на море любителей целиком полагаться на электронные устройства (особенно те, кто увидел схему маршрута в день выезда на экране электронного устройства), которые получили массу увлекательнейших приключений: «жесть», «отстой», «пока ехал два раза умер», «три дня отходил от поездки» «больше на дорогу ни ногой», «лучше самолетом», «стоял в этом Лосево 6 часов», «пробки под 20 километров», «ехал до Воронежа 8 часов», «... навигатор водил огородами и козьими тропами», «… пропахали днищем поле» и т.п.
Потому мы легких путей искать не будем. А вот попробуем пройти сложным путем проработки маршрута. Может, кому пригодится, а может, кто-то возьмет часть идей, а кому-то это не будет интересным и нужным.
1. Выбираем место путешествия. Для этого бумажные карты и атласы вне конкуренции. Также удобно пользоваться онлайн картографией, например, Яндекс карты. Можно одним взглядом охватить сразу большие площади и прикинуть общее направление движения, автодороги, проезжаемые населенные пункты, места для отдыха.
2. Выбираем и строим маршрут к точке назначения автопостроением в онлайнкартах, в навигационном устройстве или сами его прокладываем на бумажных картах.
3. Этот этап всезнающим и уверенным в себе автопутешественникам можно пропустить. Я себя к ним не отношу и вам не могу советовать, потому … «курим» профильные порталы и форумы. Их много. Могу рекомендовать остановиться: на портале Автотревел и ему подобных туристических порталах и форумах, профильных разделах автомобильных (например Форд Фокус Клуб) и курортных форумов (да, к примеру, хотя бы и наш – мы в плане информативности наверное уже всех обошли). Изучаем, мониторим, задаем вопросы, если не нашли ответа в существующих темах. В результате останавливаемся на одном (двух или нескольких маршрутах). Не забываем обратить внимание на альтернативные маршруты обхода возможных пробок. Прикидываем возможные места для остановки на отдых. Заранее планируем места заправок, чтобы не пришлось «на сухом баке» тянуть до заправке или заправляться на сомнительных АЗС (даже на трассе М4 ДОН с ее хорошей инфраструктурой есть места, где на протяжение километров 70 не будет никакой возможности для дозаправки).
4. Совершенно логичное продолжение. Корректируем проложенный в автоматическом режиме (или вручную по картам) маршрут в соответствии с собственными представлениями или рекомендациями других автопутешественников. Не забываем его (их) записать (сохранить).
5. Тщательно изучаем проложенный маршрут. Смотрим по картам с увеличением и детализацией. Просматриваем по спутниковым фото, особенно внимательно просматриваем проезд сложных мест (населенных пунктов и транспортных развязок), запоминаем направления проезда, или, при необходимости составляем краткую легенду маршрута. Делаем это не раз и с разных ракурсов. Это позволит при досадных сбоях и перерывах в работе электронных помощников всегда иметь примерное представление где находишься и в каком направлении дальше двигаться. Кстати это поможет и проигнорировать ложные указания навигационных устройств.
Да. Еще. Просмотр маршрута по спутниковым фото позволит избежать досадных нестыковок картографии с реальной дорожной обстановкой. Буквально недавно прорабатывал для себя альтернативный маршрут от Твери до Москвы по Волоколамскому шоссе, М9 БАЛТИЯ. Так вот, этот Навител … редиска …в районе Волоколамска проложил километров 10 маршрута грунтовкой (в смысле не тракторной колеей, а автодорогой без асфальтового покрытия). Вовремя маршрут скорректировал.
6. В завершение, с помощью пробочных сервисов мониторим дорожную обстановку в местах потенциального образования пробок. Это позволит выбрать план и график поездки (день, время выезда и хронометраж проезда через промежуточные точки), чтобы график поездки соответствовал биоритму водителя (водителей), получить минимум дорожных затруднений и максимум удовольствия от поездки. Для расчета времени поездки хорошо подходит сервис расчета расстояний портала грузовиков ATI. Нужно только подогнать маршрут и настроить хронометраж времени проезда соответствующей категории населенных пунктов. Мне с помощью этого ресурса удавалось рассчитать время встречи в точке рандеву на удалении 200 километров от старта с точностью 15 минут.