Сашурка, ! Спасибо за фотопрогулку...
Архангельское в прежние времена называли «подмосковным Версалем». Оно очень красиво даже сейчас... Мы были с классом сына, возила детей после 6 класса, даже купались в затоке... С детьми не получилось погулять по территории, им только речку надо было.
Из истории рода Юсуповых...
Предание о родовом проклятии Юсуповых существует в нескольких вариантах. Зинаида Николаевна придерживалась варианта бабки - Зинаиды Ивановны Нарышкиной-Юсуповой.
Основателем рода считается хан Ногайской Орды Юсуф-Мурза, он отослал своих сыновей ко двору Ивана Грозного. Не успели сыновья добраться до Москвы, как хана заколол родной брат. Когда до Орды дошла весть, что сыновья Мурзы приняли православие, одна из колдуний наложили на них проклятие. Согласно которому, из всех рожденных в одном поколении Юсуповых до двадцати шести лет доживать будет лишь один, и продолжится это вплоть до полного изничтожения рода.
Сколько бы детей у Юсуповых не рождалось - до двадцати шести лет доживал только один.
К 1917 г. Юсуповы были вторыми по богатству после Романовых, роскоши Юсуповских дворцов могли позавидовать великие князья. Комнаты Зинаиды Николаевны в Архангельском и во дворце в Санкт-Петербурге были обставлены мебелью казненной французской королевы Марии-Антуанетты. Картинная галерея соперничала с Эрмитажем, драгоценности Зинаиды Николаевны включали сокровища, ранее принадлежавшие чуть ли ни всем королевским дворам Европы. Великолепная жемчужина «Пелегрина», с которой княгиня никогда не расставалась и изображена на всех портретах, принадлежала королю Филиппу II и считалась главным украшением испанской Короны.
Из всех Юсуповых только бабке Зинаиды Николаевны - графине де Шаво, удалось избежать страданий из-за гибели своих детей.
Урожденная Нарышкина, Зинаида Ивановна вышла замуж за Бориса Николаевича Юсупова юной девушкой, родила ему сына, затем умершую при родах дочь и только после этого узнала о фамильном проклятье.
Она заявила мужу, что «рожать мертвецов» не собирается. В 1849 г. старый князь умер, Зинаиде Ивановне не было сорока лет и она пустилась во все тяжкие. О ее романах ходили легенды, но наибольшего шума наделало ее увлечение юным народовольцем. Когда того заточили в Шлиссельбургскую крепость, княгиня последовала за ним и добилась, что того отпускали к ней по ночам. Потом внезапно выйдя замуж за разоренного, но родовитого француза, покинула Россию, отказалась от титула княгини Юсуповой и стала именоваться графиней де Шаво, маркизой де Серр. В 1917 г. одна из эмигрантских газет напечатала сообщение, что, пытаясь найти Юсуповские сокровища, большевики простучали все стены дворца на Литейном проспекте. Драгоценностей не нашли, но обнаружили примыкающую к спальне потайную комнату, в которой стоял гроб с забальзамированным мужчиной. Скорее всего, это был приговоренный к смерти народоволец, тело которого Юсупова выкупила и перевезла в Петербург.
У сына Зинаиды Ивановны, Николая Борисовича Юсупова, было трое детей - сын Борис и дочери Зинаида и Татьяна. Борис умер в младенчестве от скарлатины, дочери выросли очень красивыми, здоровыми девушками.
В 1878 г. с Зинаидой случилось несчастье. Осень семья проводила в Архангельском, Зинаида часто совершала конные прогулки. Во время одной из них девушка поранила ногу. Поначалу ранка показалась незначительной, но уже скоро поднялась температура, доктор Боткин поставил диагноз - заражение крови. Семья приготовилась к худшему. Потом Зинаида Николаевна рассказывала, что в беспамятстве ей пригрезился знакомый с их семьей отец Иоанн Кронштадский. Придя в себя, она попросила позвать его, старец за нее помолился, и она стала выздоравливать. Княгиня всегда добавляла, что о семейном предании тогда не знала, младшая сестра умерла от тифа в 22 года.
После болезни княжна согласилась познакомиться с родственником императора, болгарским князем Баттенбергом. Претендента на Болгарский трон сопровождал офицер Феликс Эльстон, в обязанности которого входило представить принца будущей невесте и откланяться. Зинаида Николаевна отказала будущему монарху и приняла предложение Феликса, которое сделал ей на следующий день после знакомства. Это была любовь с первого взгляда, а для Зинаиды Николаевны первая и единственная. Весной 1882 г. Феликс Эльстон и Зинаида Юсупова обвенчались, через год родился первенец - Николай. Мальчик рос молчаливым и замкнутым, под Рождество 1887 г., на вопрос, обращенный к сыну, какой бы подарок он пожелал, Зинаида Николаевна получила ответ: «Я не хочу, чтобы у тебя были другие дети». Вскоре выяснилось, что мальчик узнал о нагайском проклятии. Николай не скрывал своей нелюбви к младшему брату Феликсу.
В 1891 г. умер Николай Борисович Юсупов. Незадолго до смерти он обратился за высочайшей милостью на сохранение фамилии, и по прошествии траура мужу Зинаиды Николаевны графу Сумарокову-Эльстону было дано разрешение именоваться князем Юсуповым.
Николай Юсупов, окончив Петербургский университет, получил диплом юриста и неожиданно влюбился в Марию Гейден, которая уже была помолвлена с графом Мантейфелем, вскоре свадьба состоялась. Граф Мантейфель 22 июня 1908 г. в имении князя Белосельского на Крестовском острове Санкт-Петербурга на дуэли убил Николая Юсупова, которому через полгода должно было исполниться 26 лет.
Похоронить старшего сына Зинаида Николаевна собиралась в Архангельском в Усыпальнице. Но здание не успели освятить, не было креста, стоит Усыпальница как «памятник проклятию».
Когда на дуэли погиб Николай, Зинаиде Николаевне было под 50 лет. Все ее надежды оказались связаны с младшим сыном. Внешне Феликс походил на мать необычайно, но черты Зинаиды Николаевны современники называли ангельскими, то ее младшего сына никто иначе как с падшим ангелом не сравнивал.
Во всем его облике херувима чувствовалась порочность. Прожигатель жизни, завидный жених, но и с женитьбой все обстояло не просто. Зинаида Николаевна писала ему: «Не играй в карты, ограничь веселое времяпрепровождение, работай мозгами!». Но Феликс Юсупов, хотя и обожал мать, побороть себя был не в состоянии. Только заявление Зинаиды Николаевны, что она больна и не желает умирать, пока не увидит внуков, заставило его согласиться на женитьбу. В 1913 г. на декабрьские вечера в Архангельском приехал великий князь Александр Михайлович и завел разговор о женитьбе своей дочери Ирины и Феликса, Юсуповы с радостью откликнулись. Ирина Александровна была не только одной из самых завидных невест страны, но и очень красива. В начале ХХ в. в России было три признанные красавицы: императрица Мария Федоровна, Зинаида Николаевна Юсупова и Ирина Александровна Романова.
Венчание состоялось в феврале 1914 г. в церкви Аничкова дворца, через год у них родилась дочь Ирина.
О роли Феликса Юсупова в убийстве Распутина известно почти все. Заманили старца под предлогом встречи с Ириной Александровной во дворец на Мойке. Сначала травили, потом стреляли и наконец утопили Распутина в реке. Императрица настаивала, чтобы заговорщиков расстреляли, но среди них был великий князь Дмитрий Романов, поэтому наказание ограничили ссылкой. Феликса сослали в курское имение Ракитное. Зинаида Николаевна, находившаяся в Крыму, нанесла визит вдовствующей императрице. «Мы всегда с вами понимали друг друга, - произнесла Мария Федоровна. - Но боюсь, что наши молитвы были услышаны слишком поздно. Господь давно наказал моего сына, лишив его головы. Собирайте семью. Если у нас и есть время, то его немного».
Когда грянула революция, Феликс попытался спасти фамильные драгоценности, перевезя их в Москву. Но забрать их оттуда не удалось, и драгоценности были случайно найдены через 8 лет (мы были во дворце Юсупова и видели тайную комнату, где был спрятан клад).
13 апреля 1919 г. Юсуповы отплыли из Крыма на миноносце «Мальборо», за границей оставалась недвижимость, наиболее ценные драгоценности увезли в эмиграцию. Феликс купил паспорта и визы, Юсуповы обосновались в Париже, купили дом в Булонском лесу, где и прожили долгие годы. Старый князь скончался в 1928 г., Зинаида Николаевна в 1939 г. Похоронили ее на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.
Феликс Юсупов все вывезенное и имевшееся за границей имущество растратил.