Рококо (от франц. rocaille - раковина) часто называют поздним барокко. Сочетание барокко и рококо характерно для парадных интерьеров петербургских дворцов середины XVIII в. Большой, или Екатерининский дворец в Царском Селе (1752 - 1757 гг.) - одно из самых совершенных произведений Ф.-Б. Растрелли, построен в стиле немецкого рококо.
Здание, созданное на Саарской мызе в петровское время, при Елизавете Петровне было перестроено Ал.В. Квасовым и С.И. Чевакинским. Императрица велела Растрелли перестроить дворец, сохранив только стены старого дворца. Растрелли превратил Екатерининский дворец в анфиладу комнат с большими окнами в регулярный сад, другой стороной дворец был обращен к парадному двору.
Во дворце находилась Янтарная комната, подарок прусского короля Фридриха Вильгельма I Петру I. Благодаря своим интерьерам Царскосельский дворец считался одной из самых величественных резиденций в Европе. Интерьеры Растрелли переполнены светом, который льется в огромные окна, отражается в зеркалах простенков, в зеркальных пилястрах. В Екатерининском парке им были возведены павильоны Эрмитаж, Грот, Монбижу и Катальная горка.
Любимым архитектором Екатерины II был шотландец Чарлз Камерон. В Петербург он приехал в 1779 г. по приглашению Екатерины II, которая писала барону Гримму из Царского Села 30 июля 1779 г.: «Теперь я завладела мастером Камероном. Это шотландец родом, якобит по вероисповеданию, великий чертежник, напитавшийся древностью и известный книгою о древних банях. Мы здесь устраиваем с ним террасу с банями внизу и галереею на верху».
Чарльз Камерон получил заказ на Агатовые комнаты и Холодные бани в Царском Селе. Он создал двухэтажный павильон с висячим садом: первый этаж - Холодные бани с фасадом, отделанным пудостской плитой; второй - Агатовые комнаты, отделанные агатом, яшмой, мрамором, позолоченной бронзой и барельефами. От висячего сада шла галерея, впоследствии названная «Камероновой», завершавшаяся в парке у озера лестницей с античными статуями Геркулеса и Флоры.
Камеронова галерея...
В северной половине Екатерининского дворца Камерон переделал Зеленую столовую, Парадную гостиную, Китайскую голубую гостиную, кабинеты; в южной - залы Арабесковый и Лионский; во флигеле - Опочивальню, Табакерку, или Синий кабинет. В Екатерининском парке он перестроил беседки, мосты, павильоны и театр, созданный в 1770-х гг. П.В. Нееловым.